В большинстве случаев, традиционно принятые в практике коррекционной педагогики способы помощи таким детям – обводки и штриховки всех типов/размеров и письмо «рука в руке» - не дают результатов либо оказывают на развитие навыков самостоятельного письма минимальное влияние. Темп освоения графических навыков остается очень низким. В результате, не формируется письменная речь ребенка. Вслед за письменной речью в развитии задерживается и вербально-логическое мышление. Постоянные неудачи при попытках написать или нарисовать что-либо приводят к формированию целого ряда психологических комплексов. Таким образом, казалось бы «изолированное нарушение» одной психической функции начинает влиять на развитие всей психики ребенка.
Одновременно встает вопрос о программе обучения для таких детей, так как ни в массовой школе, ни в коррекционных школах специальных коррекционных программ, помогающих формированию динамического праксиса, нет. По опыту взаимодействия с коррекционными школами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ранее школы VI вида), мы также обнаружили отсутствие специальных методик для коррекции и развития этой функции у детей с ДЦП.
Понимая актуальность проблемы формирования самостоятельного письма для наших детей, мы на протяжении двадцати лет подбирали методические приемы коррекции и развития динамического праксиса при обучении письму. Результатом нашей работы стала разработанная и апробированная методика обучения письму печатными и прописными буквами в сочетании с коррекцией нарушений динамического праксиса у детей с выраженными нарушениями развития этой функции. Благодаря своей методике, за годы работы учреждения мы научили писать большое количество считавшихся «необучаемыми» детей, и готовы с уверенностью утверждать, что научиться писать может каждый ребенок, овладевший устной речью.
Для детей с ДЦП дополнительно проводится подбор насадок и креплений пишущих элементов, позволяющих сформировать уверенный схват и частично компенсировать характерные проблемы тонуса рук.
Для детей с моторной дисграфией разработан комплекс упражнений, позволяющих скорректировать первичную проблему, препятствующую закреплению навыка письма.