|
|
Дизартрия как сопутствующее нарушение осложняет развитие большинства учеников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При этом даже если экспрессивная речь практически недоступна человеку из-за тяжести двигательных нарушений, часть звуковых модуляций может быть поставлена «на службу» активной коммуникации ребенка с окружающим миром (наряду с поэтапным освоением средств альтернативной коммуникации – один процесс другому не помеха). В этих случаях задача специалиста заключается в четком определении границ и спектра возможностей артикуляционного аппарата ребенка и составлении программы развития наиболее сохранных из них.
Такая программа содержит индивидуально подобранные комплексы артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.
Помимо помощи при различных вариантах дизартрии, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика применяются также при слабости управляющего влияния более высоких отделов коры на выполнение двигательных речевых программ (выход из моторной и сенсо-моторной алалии). Некоторые виды массажей применяются для растормаживания речевой активности детей, а также для целенаправленного влияния на функциональную активизацию отдельных сегментов центральной нервной системы при наиболее тяжелых видах нарушений развития, при которых необходимо сначала обеспечить внимание ребенка к окружающей его действительности, без чего развитие ребенка может стоять на месте годами.
Такая работа требует от специалиста особых навыков и подготовки (не только логопедической, но и широкой массажной практики), а от организации – обеспечения реабилитационного процесса специализированным оборудованием и материалами. И на сегодняшний день оба эти условия в нашем учреждении выполнены.