Ёже-дневник - пособие для освоения хода времени


Наш «Ёже-дневник» предназначен, в первую очередь, для освоения хода времени людьми, по каким либо причинам не использующими или с трудом осваивающими речь. Он будет полезен тем, кто в качестве поддержки речевого и когнитивного развития использует такое средство альтернативной коммуникации как пиктограммы или другие варианты визуальной поддержки.

Для работы с пособием не имеет особенного значения возраст пользователя – это может быть ребенок 5-6 лет или взрослый. Важно, чтобы пособие появилось у него именно в этот момент, когда человек приступил к освоению хода времени или возникла необходимость в систематизации событий и планировании его распорядка дня.

Пособие также будет служить хорошей поддержкой для тех пользователей, для кого важна предсказуемость событий. Обычно такие пользователи быстро схватывают процессы смены дней недели, месяцев и времен года по обычному календарю, а вот «наложение» собственных планов на эту «календарную сетку» представляет для них большую проблему. Если по каким-то причинам для человека оказалось невозможным освоение письма и чтения или эти навыки находятся в процессе формирования и еще не могут служить опорой для фиксации и «узнавания» запланированных событий, на помощь приходит вклеивание. Перед началом работы с пособием формируются разрезные листы, которые содержат символы, обозначающие рутинные события из жизни пользователя, фотографии значимых людей или мест и другие необходимые изображения (размер изображений не более 3 х 3 см). Для работы с пособием понадобятся эти листы, клей-карандаш и ножницы.

Разрезные листы к пособию можно заказать в нашей полиграфической мастерской или сделать самим. Важно предварительно составить список тех событий и контактов, которые систематически повторяются в жизни пользователя пособия, и подобрать для каждого из них свое обозначение.

Апробация «Ёже-дневника»

Пособие издано с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (Грант № 20-1-004034)

Это большой (формат А4) и довольно увесистый альбом, изданный на хорошей бумаге, в твердой обложке. Листы крепятся надежной пружиной, что позволяет сконцентрировать внимание пользователя на той странице, с которой проводится работа. Альбом снабжен резинкой, чтобы его можно было в любой момент открыть на нужной странице. На обложке выделено место для фотографии пользователя и для указания года, в котором заполняется ежедневник.

      ежедневник3.png  ежедневник2.png

Как получить пособие?

Под работу с конкретным пользователем пособие можно получить БЕСПЛАТНО, для этого напишите нам на почту 
pedsovet-strannik@yandex.ru письмо с соответствующе просьбой. Получить пособие можно следующим образом:

  • Коллеги и родители из Санкт-Петербурга могут забрать пособие лично, одновременно получив развернутую консультацию от специалиста ЧОУ «Странник» по использованию пособия.
  • Возможна пересылка альбома в другие регионы. В этом случае получателем оплачиваются расходы почты или транспортной компании, а после получения пособия возможна организация скайп-консультации.
  • Возможно получение электронной версии пособия, если Вы полагаете, что с массивным альбомом пользователю будет трудно справляться или если пользователь предпочитает везде носить план своей жизни с собой.

Мы издавали это пособие, опираясь на свой опыт формирования временных представлений у неговорящих пользователей – детей взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Но в виде альбома и четко регламентированными листами мы сами будет использовать этот материал впервые. Поэтому мы очень заинтересованы в обратной связи от специалистов и родителей, которые будут пользоваться данным пособием. Вместе мы сможем разработать и реализовать наиболее удобный и комфортный формат освоения хода времени для детей и взрослых.

Методические рекомендации по использованию «Ёже-дневника»

Первый и третий листы каждой недели в «Ёже-дневнике» предназначены для формирования плана будущих мероприятий. Такое планирование может составляться каждый вечер на следующий день, а может быть составлено один раз на всю наступающую неделю. Если основную нагрузку по работе с пособием берет на себя родитель, то целесообразнее составлять план вечером в воскресенье на всю наступающую неделю. Если работу с пособием проводит специалист, то планирование заполняется от одного дня занятий со специалистом до другого занятия. По ходу жизни в составленный ранее план могут вноситься коррективы – мероприятия могут быть отменены (зачеркнуты) или перенесены. Например, прогулка может переместиться с утра на вечер. Такой перенос оформляется стрелкой или обозначение отклеивается и переклеивается на новое время. Все манипуляции с ежедневником проводятся либо самим пользователем под руководством ведущего взрослого, либо руками ведущего взрослого, но при активном участии пользователя.

Второй и четвертый листы каждой недели, озаглавленные «Интересные события», предназначены для составления рассказа о прожитом дне. Сюда могут вклеиваться фотографии или рисунки-обозначения интересных событий, неожиданных, не запланированных встреч и запомнившихся, имеющих эмоциональное значение, мероприятий. Рассказы о прожитом дне составляются каждый вечер самим пользователем вместе с родителями или помогающим (сопровождающим) взрослым.

В конце каждой недели над тематической картинкой расположены пустые квадраты. Заканчивая планирование недели, мы обращаем внимание пользователя, на то, к какому месяцу принадлежит эта неделя, и вклеиваем соответствующее обозначение в квадрат. Если на неделе произошел переход из одного месяца в другой – над картинкой располагаются два квадрата, куда вклеивается сначала текущий, а затем сменяющий его месяц. Под картинкой аналогичным образом выделено место для фиксации времени года. Кроме того, время года и смена времен года визуально поддержано сменой фона листов пособия. В изданном альбоме пиктограммы, обозначающие времена года и месяцы, расположены на разрезных листах, размещенных в конце пособия. Если Вы получили электронную версию пособия, Вы можете сформировать разрезные листы самостоятельно, воспользовавшись материалами, которые размещены нами на сайте Ассоциации Альтернативной коммуникации.

В 2022/2023 учебном году был создан фильм об итогах апробации пособия "Ёже-дневник", в котором отражены темы, связанные с использованием пособия, альтернативной и дополнительной коммуникацией и показаны успехи отдельных пользователей "Ёже-дневника":

Более подробные методические рекомендации, составленные специалистами из различных учреждений нашей страны по итогу апробации пособия в 2021-22 учебном году можно прочитать или скачать здесь: 

Методические рекомендации - 2022 (подготовлено при поддержке Благотворительного Фонда «Вклад в будущее» - проект-победитель конкурса «Добрый новогодний подарок – 2020» Грант № 20-1-000370).

Скачать  «Ёже-дневник»


По всем вопросам, связанным с «Ёже-дневником» можно обращаться:
По электронной почте: strannik-izd@yandex.ru с пометкой в теме письма «Ёжедневник»



Во время посещения сайта ЧОУ «Странник» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.